Для того, чтобы принять участие в инициативном бюджетировании, нужно:
Для этого необходимо обратиться к куратору конкурса в муниципалитете. Контакты кураторов можно узнать у организатора конкурсного отбора - АУДО УР «Центр финансового просвещения» или на официальном информационном портале «Инициативное бюджетирование в Удмуртской Республике» в разделе «Контакты»: ib.mfur.ru/curators.
Куратор сможет подсказать сроки проведения мероприятий, порядок взаимодействия инициативной группы с администрацией, возможность реализации идеи жителей в рамках конкурса «Наша инициатива», а также поделиться успешным опытом участия жителей.
На этих встречах население информируется о конкурсе, формируются инициативные группы. Организаторы мероприятия вкратце рассказывают о том, что такое инициативное бюджетирование, о конкурсе «Наша инициатива», об условиях участия в нем, о тех проблемах территории, которые можно было бы решить при помощи инициативного бюджетирования. Например, построить детскую площадку, обновить турники и тренажеры, поставить новые скамейки.
Можно воспользоваться брошюрой для более наглядной презентации конкурса или пригласить специалистов администрации или АУДО УР «Центр финансового просвещения» для помощи в проведении мероприятия. После этого жители дома решают, когда проводить собрание инициативной группы, где они проголосуют за определенный проект, например, за детскую площадку, установят, сколько жителей будут участвовать в конкурсе, кто за что ответственен. Таких мероприятий может быть проведено несколько. Это необходимо для того, чтобы в работу с проектом вовлеклось как можно больше людей. Результатом проведения этих мероприятий станет протокол и фотографии, которые необходимы для присвоения баллов заявке.
На собрании одна или несколько инициативных групп объявляют о проблемах, для решения которых они составили инициативный проект. Затем жители голосуют за один проект, реализацию которого они считают приоритетной. При озвучивании каждого проекта люди поднимают руки, выражая свою поддержку. На каком проекте поднимется большее количество рук, тот и будет принят в качестве проекта для выдвижения на республиканский конкурс «Наша инициатива».
Таким же способом утверждается руководитель инициативной группы и место, где проект будет реализован, например, установлена детская площадка. Также на собрании подсчитывается количество участников, результат заносится в протокол. Собрание проводится только один раз. Обязательно наличие фотографий, видео, протокола проведения собрания, а также подписные листы в поддержку выбранного инициативного проекта.
Руководитель инициативной группы направляет все протоколы, подписные листы и т.д. в районную Администрацию, где формируется заявка и необходимый пакет документов к ней. Документы в электронном виде проходят необходимые проверки у организатора конкурсного отбора - Центра финансового просвещения.
Во время заполнения документа учитываются следующие моменты:
Количество людей. Оно должно совпадать с числом присутствующих на собрании лиц, которые были отсняты на фото. При этом учитываются лица старше 16 лет.
Фото. Со всех предварительных мероприятий должны быть фотографии, по которым можно установить точное количество участников. Кроме того, на фото должен быть виден плакат либо другой информационный атрибут, на котором указано название конкурса и год участия в нем. Например, таким атрибутом может выступать лист размера А2-А3, где прописано «Наша инициатива-2023».
Повестка. Все пункты повестки из указанного выше образца должны иметь место в протоколе инициативной группы. Если есть желание, можно добавить дополнительные пункты.
Количество проведенных предварительных мероприятий. Инициативная группа (жители дома) могут решить все вопросы не сразу. В этом случае нужно организовать встречу несколько раз. Позже количество проведенных мероприятий необходимо будет перечислить в конце протокола. Также нужно указать место и количество участников каждого из мероприятий.
Консультанты Центра финансового просвещения в электронном виде просматривают предоставляемые документы. Если с пакетом документов что-то не в порядке, они указывают на ошибки и просят доработать недостатки.
В начале года, в котором будет проводиться отбор, организатор конкурса размещает на официальном портале «Инициативное бюджетирование в Удмуртской Республике» информацию о начале приёма документов в печатном виде и требования к их оформлению. С этого момента в течение 30 дней участники конкурса могут подавать заявки с документами на участие. Они принимаются, регистрируются и направляются в конкурсную комиссию.
Если после предварительной проверки все окажется в порядке, документы распечатываются и предоставляются организатору. Последний в течение 10 дней проводит экспертизу документов, чтобы убедиться в том, что они соответствуют правилам конкурса.
Конкурсный отбор проводит специальная комиссия. Она утверждается постановлением Правительства и оценивает все поступившие проекты по балльной шкале. Туда входят такие критерии, как, например, актуальность и социальная значимость проекта, экономическая эффективность реализации проекта и т.д.. Балльная шкала заранее доступна в приложениях постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 декабря 2021 года №689 для изучения жителями.
После того, как комиссия оценила и поставила баллы каждому проекту, цифры суммируются, а проекты, которые их набрали, выстраиваются в рейтинг в порядке убывания. Проекты, набравшие наибольшее количество баллов среди всех заявок, становятся победителями.
По результатам работы комиссии на официальных сайтах Министерства финансов Удмуртской Республики и организатора конкурса публикуется рейтинг проектов и протокол отбора.
Инициативный проект реализуется до 31 декабря того года, в котором проводился конкурсный отбор. Его финансирование из бюджета Удмуртской Республики не превышает 1,2 млн рублей. Инициативные группы смогут реализовать свои проекты только на территории муниципалитета. Придомовая территория, не принадлежащая муниципальному образованию, при участии в конкурсе исключена.