Понаблюдайте! Если ваш ребенок:
умеет заниматься каким-либо видом деятельности (например, рисование, лепка, конструирование) в течение 15-20 минут;
может пересказывать небольшой текст или рассказывать о чем-либо;
не имеет каких-либо речевых дефектов (в случае если у вашего малыша они есть, обязательно проконсультируйтесь с логопедом);
интересуется буквами, словами, которые встречаются на вывесках магазинов и др.
Значит, обучение чтению можно начинать.
Начинать обучение лучше с развития фонематического слуха (способности различать звуки). Если он не сформирован, у ребенка могут возникнуть трудности. Малыш будет повторять и писать не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Для развития фонематического слуха отлично подойдут следующие игры:
«Чей голос?» - включаем аудиозапись со звуками природы, города, голосами птиц и животных, а малыш называет источник звука;
«Найди ошибку» - взрослый читает шутливое стихотворение, а ребенок должен услышать, какие слова названы неправильно (Кот плывет по океану. Кит из блюдца ест сметану).
Далее задания можно усложнить: попросите малыша назвать слова на заданный звук или найти его в слове.
На следующем этапе обучения чтению можно перейти к изучению букв и звуков: сначала гласных (А, О, У, Э, И), потом сонорных согласных (Л, М, Н, Р) и в последнюю очередь звонких и глухих.
Занятия лучше проводить в игровой форме. Чтобы малыш лучше запоминал буквы, их можно рисовать и раскрашивать, лепить из пластилина и выкладывать из камешков, веточек или пуговиц. Делайте это и на прогулке, и дома. Главное, чтобы малыш был в настроении и не отказывался от предложенной игры. Помните, что продолжительность занятия не должна превышать 15-20 минут.
При запоминании согласных обратите внимание на то, что произносить надо звуки, а не буквы: звук «Б», а не «БЭ». Такое произношение поможет избежать проблем при складывании слогов.
Когда ребенок будет с легкостью определять несколько букв и называть звуки, можно начинать читать слоги, состоящие из согласного и гласного звука (ра, ма, ла, на). Произносите их нараспев: РААА, МААА, ЛААА, НААА. Здесь вам на помощь придет букварь с красочными картинками, которые смогут привлечь внимание малыша. Освоив прямые слоги, переходите к обратным: ар, он, ум.
После того, как ребенок научится читать слоги, предложите ему составить короткие слова: па-па, мы-ло, ра-ма. И смело переходите к небольшим предложениям. Вспомните самое известное: мама мыла раму.
При обучении чтению ребенка будьте спокойными и терпеливыми, ведь малыш осваивает новые для себя знания. Криками и руганью вы можете отбить все желание учиться.