Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, которые состояли на его иждивении, то есть находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
При этом не требует доказательств иждивение детей до 18 лет, а также детей, достигших совершеннолетия, обучающихся очно по основным программам в образовательных организациях, в том числе иностранных, расположенных за пределами России, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, при условии, что на день смерти кормильца они не осуществляли работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Существует два вида пенсий: страховая и социальная:
Гражданин при заполнении заявления может указать любую из них либо указать оба вида пенсий. При обработке заявления специалисты проанализируют данные и примут решение. О назначении пенсии гражданину или отказе направляется извещение.
Указанные документы направляются в Личный кабинет застрахованного лица в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг» либо по почтовому или электронному адресу.
В зависимости от вида пенсии специалисты запрашивают и обрабатывают разные документы. Их получают в рамках межведомственного взаимодействия. Если каких-то данных не хватает, их запрашивают у самого заявителя.
Некоторые документы необходимо предоставить лично после подачи заявления. К ним относятся:
Свидетельство о смерти кормильца;
Свидетельство о браке, если кормилец являлся супругом;
Документы, подтверждающие периоды работы, иной деятельности умершего кормильца, не включенные в его индивидуальный лицевой счет;
Документы, подтверждающие иждивение и др.
Если к заявлению приложены не все необходимые документы, то гражданину будут даны разъяснения, что предоставить дополнительно. Если после этого он предоставит недостающие документы не позднее чем через три месяца, днем обращения за пенсией будет считаться день приема заявления.
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках или в удостоверенных копиях, и содержать достоверные сведения.
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа - через Госуслуги.
В случае согласия гражданина о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, представление дополнительных документов о стаже и заработке не требуется.
Для того, чтобы начать получать пенсию по потере кормильца, необходимо выполнить всего несколько шагов:
Зайти на официальный сайт ПФР и зарегистрироваться в системе. Если ваш личный кабинет уже есть, войдите в него.
Далее откроется новая страница. Нужно пройти анкетирование из четырех крупных разделов. Первый - отделение Пенсионного фонда. Выберите клиентскую службу, указав регион и район, в котором вы проживаете. Тут же нужно указать способ подачи заявления: либо лично, либо через представителя.
Четвертый раздел - Дополнительные сведения для назначения пенсии и пятый - Сведения о назначении пенсии по случаю потери кормильца. Здесь также нужно пройти мини-анкетирование.
В случае определения права на пенсию заявление рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его подачи. При ожидании от заявителя дополнительных документов заявление рассматривается в течение 10 рабочих дней со дня поступления последнего документа, необходимого для назначения пенсии. После принятого решения заявителю направляется извещение о назначении пенсии, в котором указаны вид назначенной пенсии, сроки назначения и размер выплаты либо решение об отказе.