Юрист по банкротству и другим видам списания долгов
Меланья Торосян
Организации, которые профессионально занимаются взысканием долгов с должников, вовремя не погасивших свои обязательства перед кредиторами, называются коллекторскими.
Главная задача коллекторов — согласовать с должником удобный для него график выплат по просроченному долгу.
Если раньше коллекторы пользовались «бандитскими» методами, то теперь их деятельность стала регулироваться государством. Еще в 2017 году вышел закон о коллекторах - № 230-ФЗ, поэтому общаться с этими людьми стало безопасно.
К слову сказать, все кредиторы (банки, МФО) пользуются их услугами. Но прежде чем передать долг коллекторам, кредитор обязан уведомить об этом должника за 30 дней. Это можно сделать с помощью смс, в мессенджере (вайбер, ватсап) или заказным письмом. Чаще уведомляют обычным письмом по почте.
Кто может заниматься коллекторской деятельностью?
Во-первых, это могут только юридические лица — организации. Ни ИП, ни самозанятый человек не имеют права вести коллекторскую деятельность.
Во-вторых, организация (агентство) должна входить в реестр федеральной службы судебных приставов (ФССП).
В-третьих, у компании должен быть свой интернет-сайт.
Нельзя заниматься коллекторской деятельностью, если:
-
в организации есть сотрудники с судимостью в сфере экономики и преступлений в сфере общественной безопасности;
-
компания находится в стадии банкротства или ликвидации;
-
компанию исключили из реестра коллекторских агентств.
Коллекторы могут работать на основании 2-х договоров:
Суть: кредитор продает долг коллекторскому агентству и оно получает полное право взыскать сумму в свою пользу.
Суть: коллекторское агентство оказывает услуги кредитору, а права на долг остаются у банка (или МФО)
Сейчас на территории Удмуртии работает несколько коллекторских компаний. К примеру, это ГНК-Инвест, Первое коллекторское бюро, «Пойдем», «Триада», «Эос» и др.
Как работают «правильные» коллекторы?
При обращении к должнику, коллектор должен:
-
поздороваться и назвать ФИО;
-
озвучить кредитора и название организации, в которой он работает. Вы вправе также запросить у коллектора номер лицензии на ведение деятельности;
-
сообщить все подробности про задолженность;
-
звонить не чаще 2 раз в неделю;
-
отправлять не более 4 сообщений (смс) в неделю;
-
информировать о долге по будням с 8 до 22.00, по выходным - с 9 до 20.00;
-
соблюдать деловой этикет (корректные формулировки).
-
встречаться с вами лично не более 1 раза в неделю. Коллектор имеет право лично договариваться о встрече, приезжать по адресу должника, который указан в договоре, но не имеет право заходить внутрь квартиры без разрешения.
На какие действия коллектор не имеет права?
Коллектор не имеет право:
-
угрожать;
-
наносить ущерб собственности и здоровью должника;
-
воздействовать на должника с помощью его родных и близких;
-
вводить должника в заблуждение на счет правовых последствий, оказывать психологическое давление;
-
взыскивать имущество;
-
брать деньги наличными;
-
применять силу.
Также коллекторам запрещено взаимодействовать с должником, если он:
-
банкрот;
-
находится в стационаре;
-
недееспособен;
-
инвалид 1 группы;
-
ребенок до 18 лет.
За нарушение требований законодательства коллектору может грозить административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Это штрафы, лишение лицензии и реальные сроки задержания. Максимальное наказание — штраф до 5 млн рублей и лишение свободы до 10 лет.
ИНФОРМАЦИЯ ОТ РЕДАКЦИИ САЙТА «СОВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ»
Как определить «черного» коллектора?
Чтобы проверить легальность коллекторов, нужно:
Сверить данные об организации с реестром коллекторских агентств.
Зайди на сайт ФССП по Удмуртской Республики: 18.fssp.gov.ru
Далее раскройте меню в правом верхнем углу. Нажмите «Сервисы».
Вам нужна строчка: «Сведения, содержащиеся в государственном реестре юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности»
Теперь найдите конкретную организацию, которая занимается возвратом вашего долга и сравните сведения, которые вам сообщим коллектор (лицензия, название).
Обратите особое внимание на последний столбик в таблице. Если она заполнена, значит, у компании закончилась лицензия и она удалена из реестра.
Кстати, у каждой компании есть свой риск категории вреда, он выделен цветом.
Красный — высокий, желтый — значительный, синий — средний, зеленый — низкий.
Высокий риск означает, что агентство грубо нарушило закон № 230-ФЗ (сюда относят угрозы, применение физической силы, повреждение имущества и др. недопустимые действия со стороны коллекторов).
Что делать, если коллектор угрожает?
Если у вас есть задолженность и с вами уже начали связываться коллекторы, фиксируйте все контакты (на видео, делайте скриншоты сообщений и звонков). Пригодится, если придется доказывать неправомерные действия агентства.
Если же коллектор вам угрожает, унижает, запугивает, применяет физическое воздействие, ведет себя некорректно, звонит родственникам, не терпите, а действуйте!
Пожаловаться на коллекторов в Удмуртии можно в несколько инстанций:
1. Звоните в Управление ФССП по Удмуртии.
Этот орган контролирует работу коллекторских агентств на территории нашей республики.
Звоните на номер «горячей линии»: 8 (3412) 77-01-16. Сообщите в Управление всю известную вам информацию о коллекторском агентстве (название, лицензия), обязательно опишите все некорректные действия, которые к вам применялись.
2. Пожалуйтесь в Центробанк.
Тел. 300; 8-800-300-3000; +7-499-300-3000 (круглосуточно и без выходных). Но нагрузка на операторов очень большая, есть риск долго «провисеть» на линии. Поэтому проще отправить жалобу онлайн.
Зайдите на официальный сайт: cbr.ru
В конце страницы найдите активный раздел — интернет-приемная.
Выберите «Отправить обращение в электронном виде.
Далее из списка банковских продуктов выберите раздел «Неправомерные действия по взысканию задолженности» - он второй по списку.
Ознакомьтесь с информацией и нажмите «Перейти к оформлению обращения» и заполните все графы. Вот пример:
Укажите дополнительную информацию — дата события, номер кредитного договора (если он вам известен). Если у вас есть какие=то доказательства неправомерных действий коллеторов (скрины с угрозами, распечатка звонков в ночное время суток и т. п.), приложите их к документу.
Отправьте обращение.
Срок рассмотрения обращений — до 30 рабочих дней.
Коллекторское агентство проверят, проведут разбирательство.
3. Обратитесь в НАПКА.
Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств контролирует работу коллекторов и поможет разобраться.
Зайдите на сайт: zhaloba.napca.ru.
В верхнем правом углу увидели «Отправить обращение»?
4. Сообщите в полицию.
Если коллекторы угрожают физической расправой, применяют силу, запугивают — прямиком в полицию.
Можно позвонить по тел. 02 (102), но лучше подать заявление на коллекторов лично. Для этого необходимо обратится в ближайший к вам ОВД в любое время:
-
Ленинский район: ул. Азина, 148, телефоны: 695-300, 695-352, 695-306;
-
Октябрьский район: ул. Удмуртская, 285, телефоны: 415-620, 415-616, 415-624;
-
Первомайский район: ул. Ухтомского, 23, телефоны: 698-002, 698-008, 698-073;
-
Устиновский район: ул. Петрова, 27, телефоны: 696-000, 696-010, 696-013;
-
Индустриальный район: ул. Воткинское Шоссе, 9, телефоны: 416-001, 416-007, 416-061, 427-900.
Общение с коллектором вряд ли будет вам приятно, но понапрасну переживать и расстраиваться не стоит. Помните, что есть законы, которые защитят вас от недобросовестных действий коллекторов. Воспользуйтесь рекомендациями этой статьи или обратитесь к юристу — так вы выйдете из ситуации с наименьшими потерями.
Читайте на сайте "Советы экспертов":
Как защитить деньги на карте
Как вступить в наследство
Как оформить кредитные каникулы